Elsa Schiaparelli

Избражение к посту

Elsa Schiaparelli (1890-1973) начала свою карьеру с небольшого фальш-старта: после первых коллекций, хоть и вызвавших положительные отзывы критиков, начинающая кутюрье вышла из бизнеса. На раннее творчество Эльзы повлиял Paul Poiret, которого она считала своим наставником и другом. Эльза не владела ни профессиональными приемами кроя, ни пошива; ею руководили импульс и творческая интуиция, а также приемы драпировки, которые она унаследовала от Poiret. Закрыв свой вышеупомянутый бизнес в 1926, годом позже она вновь выходит на рынок с коллекцией трикотажной одежды, приемы создания которой были вдохновлены армянскими беженцами, а к 1931 году Schiaparelli расширила свою линейку вечерними нарядами.

Заслуги Schiaparelli как дизайнера коснулись многих аспектов. Она одна из первых начала использовать в одежде застежки-молнии, более того, она не пыталась прятать их в складках ткани – напротив, старалась сделать молнии декоративными элементами своих изделий. Она нашла применение первым молниям с пластиковыми зубчиками и таким образом, по договоренности с производителем, продвигала их на рынок. Эльза была знаменита своими необычными пуговицами, прообразами которых были корабли, короны, жуки и т.д., экспериментировала с текстилем, имитируя кору дерева или бумагу, с удовольствием брала в оборот все новинки и технологии того времени, касающиеся цвета и состава тканей. На ее творчество того периода повлияли и вдохновили соратники Salvador Dalí и Jean Cocteau, и, благодаря своим эксцентричным моделям – шляпкам в форме туфли, перчатками, украшенными золотыми нитями, гигантской вышивкой в форме лобстера, украсившей вечернее платье, и прочим в том же духе, она была названа современниками воплощением модернизма.

С растущим напряжением на политической арене, коллекции дизайнера приобрели более строгие оттенки. В 1940 году, из оккупированного Парижа, Elsa отправилась в Нью-Йорк с курсом лекций, и пробыла там до окончания войны. Вернувшись в Париж, она обнаружила, что конъюнктура изменилась, диоровский The New Look захватил модную сцену, изменив довоенные тенденции. Модный дом Schiaparelli цеплялся за жизнь в условиях вынужденной послевоенной экономии и окончательно закрылся в 1954 году, будучи в глубоких долгах. Интересный факт, что именно в этом году Coco Chanel вернулась в бизнес с новым триумфом – о ней моя следующая статья по теме истории моды.

(с) Яна Бринк, фото www.metmuseum.org