Cristobal Balenciaga

Избражение к посту

Cristobal Balenciaga (1895-1972) – дизайнер испанского происхождения. Урожденный в простой семье (его отец был рыбаком, а мать – швеей), в детстве он часто наблюдал за работой своей матери, и с 12 лет устроился подмастерьем в портновскую мастерскую. Талантливого подростка заприметила местная аристократка, которая стала его первой клиенткой и покровительницей; позже она отправила его в Мадрид для изучения портновского мастерства.

Свой первый Модный дом Баленсиага открыл в возрасте 24 лет в родной Испании, городе Сан-Себастьян; позже в Мадриде и Барселоне. Он был очень успешен на Родине. В 1937 году, ввиду надвигающейся войны, дизайнер был вынужден закрыть свои мастерские в Испании и переехал в Париж – все местные модницы вскоре стали его клиентами невзирая на то, что он был самым дорогим кутюрье. Благодаря парижской клиентуре он прошел военное время практически без потерь и позже даже возродил свои испанские салоны. Однако, именно послевоенное время принесло ему наибольшую знаменитость, когда он создал свои самые значительные творения: платья-туники, наряды с завышенной талией, одношовные конусообразные накидки и пальто. Он тяготел к тяжелым тканям и драпирующимся силуэтам, позже проявилось его пристрастие к многосложной вышивке и смелым материалам. После посещения США, увидев засилье готовой одежды, дизайнер поклялся никогда не использовать массовые технологии и не стремился к глобализации собственного бизнеса.

Баленсиага, известный как архитектор моды (его даже называли The King of Fashion), невзирая на звездный статус, был одним из немногих модельеров, кто мог собственными руками создать изделие от стадии задумки до последнего шва с фирменным качеством, присущим Модному дому, что давало ему преимущество перед многими другими дизайнерами, использовавшими посредников, интерпретировавших нарисованные ими на бумаге в изделия. Он также преподавал дизайн, вдохновив таких на тот момент еще неизвестных мастеров, как Oscar de la Renta, André Courrèges, Emanuel Ungaro и Mila Schön. Hubert de Givenchy и Christian Dior называли его своим мастером.

Характерные детали: многослойная структура, короткие накидки, гигантские воланы, шлейфы. Со временем он все более усложнял технику и упрощал дизайн (!). Любопытный факт: Баленсиага сопротивлялся правилам Парижского Синдиката высокой моды и никогда не был его членом, т.е. формально его вещи не могут называться произведениями haute couture. Он также боролся против пиратства посредством отказа раннего освещения коллекций в прессе; есть версия, что знаменитость Диору принесли именно те изделия, идею которых он почерпнул в творениях Баленсиаги. В 1968 году он, будучи разочарованным тенденциями моды, ведущими к массовому производству и засилью вульгарности, один за другим закрыл свои Модные дома в Париже и Испании, и умер четырьмя годами позже.

(с) Яна Бринк.